Японцы
считали, что если в доме много нэцке, зло покинет его навсегда. Но
известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты.
Дело в том, что крошечных, но очень выразительных нэцке создавали
многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились
шедеврами мирового искусства.
С давних пор в Японии из дерева, слоновой кости или металла
создавали миниатюрных фигурки богов и фей, мудрецов и певцов,
животных и птиц. И делали их не для игры.У фигурок было самое
прозаическое назначение: с их помощью к поясу кимоно, национальной
одежды японцев, прикрепляли такие необходимые вещи, как кисет,
трубку, ключи и т.д. То есть эти безделушки служили брелоками.
Назывались они нэцке, точнее - нецуке, что и означает противовес,
брелок.
Можно ли считать эту фигурку игрушкой? Дело в том, что многие
исследователи, изучающие судьбу малой пластики (так называют
статуэтки из разных материалов), заметили одну закономерность.
Скульптурные изображения богов, шахматные фигуры, ритуальные куклы
рано или поздно попадают в детские руки. Во многих племенах детям
отдают идолов, которые имели обрядовое назначение. То же произошло
с древними шахматами: малыши забавлялись шахматными фигурами, когда
взрослые заканчивали игру. Конечно, японские ребятишки играли и с
нэцке. И родители им это не запрещали, так как каждая статуэтка
могла принести ее владельцу счастье.
Мудрец Дарума даровал силу духа, стойкость и мужество, Дайкоку с
мешком волшебного риса сулил богатство, а Эбису с волшебным карпом
в руках - удачу (как трудно поймать голыми руками карпа, так же
трудно достичь душевного покоя).
Двойная же фигурка Дайкоку и Эбису - счастье и удачу, идущие
рука об руку. Шоусин, бог счастья, держал корень женьшеня
(здоровье) и волшебный персик (долголетие). Хотэй - бог счастья,
веселья и общения - изображался по-разному, сидящим или стоящим, но
всегда улябающимся. Он выполнял заветное желание. Для этого
следовало триста раз погладить его по животу, думая при этом о
чем-то желанном.
В дорогу с собой брали Футэна - дядюшку попутного ветра,
приносящего удачу в пути. Он нес за спиной мешок и безмятежно
улыбался. Человек, слушающий раковину, дарил удачу в творчестве.
Самурай - силу духа, смелость и мужество. Царица неба Сиванму
веером отгоняла ветры невзгод. Значит, можно было выбрать
куколку-нэцке на все случаи жизни.
Источник: http://astro.teonet.ru/

Жизнь у мастеров нэцкэ была несравненно беднее, чем у придворных
художников, обслуживавших японских феодалов сёгунов: художники
лучше оплачивались и даже могли получить творческую студию от
императорского департамента искусства. Зато творческой свободы и
возможностей для поиска у авторов нэцкэ было гораздо больше. Эта
раскованность мастеров нэцкэ видна в их ироническом, а порой и
карикатурном изображении богов и религиозных кумиров, в значительно
опережающей своё время пластике. Например, S. Unjido, изобразивший
знаменитого китайского монаха VII века Б.Зен-Ши, а также десятки
других мастеров.
Немало профессиональных ухищрений, секретов и сноровки было вложено
в дизайн нэцкэ. Например, миниатюра "Осы" была выполнена в форме
сот, из которых выглядывают крошечные осы. При встряхивании эта
нэцкэ издавала звук трещотки, подражающий жужжанию осы, но "шумовые
элементы" из самой миниатюры не выпадали. Другие хитроумные изделия
прятали в себе скрытые выдвижные части или другие маленькие
сюрпризы. Выдающимся мастером XVIII века считается Tоmokazu из
Киото. Его знаменитая нэцкэ "Слепой не боится змеи, или Неведающий
- счастлив", размером всего в 5 см считается подлинным шедевром. О
его способности отдаваться работе на несколько суток подряд,
позабыв о еде, рассказывали хроники. Его мастерство и память о нем
увековечены в одном из самых известных японских храмов.
http://igrushka.kz/vip27/nekrdu.shtml
|