Есть такая книга -
Книга Перемен,
Чжоуская Книга Перемен
или Канон Перемен
Древние
китайцы верили, что человек участвует в течении жизни как равный земле
и небу. Как активная сила, не только зависимая, но и способная
воздействовать на окружающий мир, на обстоятельства, на судьбу.
Китайская классическая "Книга Перемен" и по сей день регулярно
используется в КАЖДОЙ китайской семье.
Для использования Книги Перемен не нужны
тайные знания и китайское гражданство.
Не требуется предварительная подготовка.
• Уникальность И-Цзин заключается в том, что Книга Перемен
дает развернутое толкование ситуации с возможными вариантами ее
развития. Отвечая, И-Цзин описывает сложившуюся ситуацию и дает
варианты ее развития, в зависимости от тех действий, которые Вы
предпримите или не предпримите. Гадая по Книге Перемен, Вы не только
определите развернутую характеристику Вашей жизненной ситуации, но и
получите конкретную рекомендацию. Если Вы будете действовать согласно
ей, то сможете прийти к оптимальному решению Ваших проблем и даже к
самому благоприятному для Вас развитию событий.
Доверьтесь интуиции.
• "Книга Перемен" учитывает влияние на Вашу судьбу всех внешних сил и
личных стремлений. Возможно, некоторые афоризмы будут Вам непонятны.
Тогда сосредоточтесь на образах, возникающих у Вас при прочтении гексаграммы.
Один и тот же текст,
в зависимости от вашего внутреннего состояния,
может дать вам абсолютно разные ответы.
• Конфуций так оценивал значимость этого произведения: «Если бы мне удалось продлить жизнь, то я отдал бы пятьдесят лет на изучение Перемен, и тогда бы смог не совершать ошибок» (Беседы и суждения 7,16).
•
Но следует иметь в виду, что «Книга Перемен» упоминается в «Беседах и
суждениях (Луньюй)» всего один раз, и является нетипичной для интересов
Конфуция, который не интересовался иррациональным: «Я не говорю о
сверхъестественном, о насилии, о смуте и о духах» («Лунь юй», VII,
21/22).
•
Более того, «Книга Перемен» не упоминается ни в «Да сюэ», ни в «Чжун
юне», ни у Мэн-цзы, а в «Цзо чжуани» и у Сюнь-цзы она хотя и
упоминается, но не как конфуцианский классический текст. Эти и другие
факты дают основание некоторым исследователям разделять мысль синолога
Цуда Сокити, что «Книга перемен» была принята не Конфуцием, а
конфуцианцами много лет спустя после его смерти.
•
Существуют и более радикальные точки зрения, например, Хонда Нариюки
считает, что вследствие порчи текста упоминаемое в Луньюе слово "Книга
перемен" является лишь опиской вместо слова "тоже".
•
Книга перемен стоит на первом месте среди классических книг
конфуцианства и в библиографических обзорах китайской литературы. Это
понятно, так как библиология и библиография в феодальном Китае были
созданы людьми, получившими традиционное конфуцианское образование.
•
Библиографы старого Китая непоколебимо верили традиции (не исконной, но
достаточно старой), относившей создание «Книги Перемен» в такую
глубокую древность, что никакая другая классическая книга не могла
конкурировать с ней в хронологическом первенстве, хотя фактически
«Книга Перемен» — вовсе не самый древний из памятников китайской
письменности, и это установила китайская же филология.
•
Однако независимо от традиции, независимо от конфуцианства «Книга
Перемен» имеет все права на первое место в китайской классической
литературе, так велико ее значение в развитии духовной культуры Китая.
Она оказывала свое влияние в самых разных областях: и в философии, и в
математике, и в политике, и в стратегии, и в теории живописи и музыки,
и в самом искусстве: от знаменитого сюжета древней живописи — «Восемь
скакунов» — до заклинательной надписи на монете-амулете или орнамента
на современной пепельнице.
•
Название данной классической книги Китая объясняется тем, что главная
идея, лежащая в ее основе, — это идея изменчивости. В незапамятные
времена, ещё до возникновения письменности, эта идея была почерпнута
людьми из наблюдения над сменой света и тьмы в мире, окружающем
человека. На основе этой идеи была построена теория гадания о
деятельности человека: идет ли эта деятельность вразрез с ходом
мирового свершения, или она гармонически включается в мир, то есть
несёт ли она несчастие или счастие, как это называется на языке
технических терминов «Книги Перемен».
•
Существующая система Книги сложилась в основном при Чжоуской династии
и, в отличие от мантических систем более ранних времен, она называется
«Чжоуской Книгой Перемен», под названием «Чжоу И», и считается наиболее
авторитетной редакцией. Является наиболее ранним из известных истории
китайских философских текстов.
• Она состоит из 64 символов — гексаграмм,
каждый из которых выражает ту или иную жизненную ситуацию во времени с
точки зрения её постепенного развития. Символы состоят из шести черт
каждый: и эти черты обозначают последовательные ступени развития данной
ситуации.
• Черты бывают двух родов: или цельные (их ещё называют девятками), или прерванные посредине (шестёрки); первые символизируют активное состояние, свет, напряжение, а вторые — пассивное состояние, тьму, податливость.
• Черты читаются снизу вверх; их
последовательность описывает развитие ситуации. Каждую гексаграмму
можно также представить, как сочетание двух триграмм. Каждой
гексаграмме, а также каждой черте в гексаграмме сопутствует набор
афоризмов, которые и должны дать совет гадающему.
Гадание
заключается в выборе с помощью случайных процедур, использующих монеты
или веточки тысячелистника, шести черт и поиска в книге соответствующей
гексаграммы.
• Постарайтесь ограничиваться одним вопросом за сеанс, и не частите с сеансами. iCzin.ru
|