Лаоцзы, китайский философ, живший в VI в. до н. э. Фамилия его была Ли,
имя Эр. Уже в зрелом возраст он назывался Бо-янь, а посмертный титул
его — Дань, в сочинениях встречается под именами Ли-эр или Лао-дань. О
его семье, детстве и воспитании нам практически ничего не известно. В
историю он вошел уже в зрелом возрасте, в звании историографа или
библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии.
• Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.
• Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего
не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не
потерпит неудачи.
• Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
• Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
• Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
• Потеря есть начало размножения, множество — начало потери.
• При наличии Пути не застаиваются.
• Мудрец избегает всякой крайности.
• Мудрый человек... не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не
говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он
заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди
других.
• Наилучшее — добившись успеха, устраниться.
• Народ, делая дела, приближаясь к их завершению, постоянно портит их,
а если ты так же осторожен в конце дела, как и в начале, тогда не
испортишь его.
• Незнатные являются основой для знатных, а низкое — основанием для
высокого. Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают,
прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как
свою основу. Это ложный путь.
• Не зная постоянства, суетишься, создавая неудачи, а осознание
постоянства делает человека восприимчивым. Восприимчивость же ведет к
способности быть справедливым.
• Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
• Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
• Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень.
• Нельзя обожествлять бесов.
• Не ссорящийся не осуждается.
• Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
• Нет большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям.
• Нет большей беды, чем недооценивать противника.
• Нет греха тяжелее страстей.
• Отрицание Пути — это: роскошные апартаменты и заросшие сорняками
поля, богатая одежда, пресыщение пищей и совершенно пустые хранилища.
• Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
• Проявляй простоту некрашеного холста, содержи в себе безыскусность
необделанного куска дерева, уменьшай корысть и ограничивай желания.
• Совершенство воина — в бдительности, постоянной боевой готовности, в строгости, в искренности, в непроницаемом спокойствии.
• Только что распустившееся растение нежно и слабо. Засохшее растение
твердо и негибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.
• Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя — просвещен.
Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.
• Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.
• Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
• Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все
вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и
крепки. Твердое и крепкое — это то, что погибает. Нежное и слабое — это
то, что начинает жить... Сильное и могущественное не имеют того
преимущества, какое есть у нежного и слабого.
• Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности.
|