MENU

19:58
Насекомые в ювелирных украшениях: мода на века

Французский ювелир Жильбер Альбер любит насекомых. Так и кажется, что какое-нибудь колье из его коллекции вот-вот буквально расползется в разные стороны, и действительно, при ближайшем рассмотрении оказывается: жуки-то настоящие! Их жесткие верхние крылышки чудесного травянисто-зеленого цвета отливают золотом, как настоящая драгоценность. Но Жильбер Альбер вовсе не новатор, он просто вернулся к корням. Когда-то древние модницы так же украшали себя блестящими жуками и крылышками насекомых.

С середины XIX века с развитием естественных наук насекомые всерьез заинтересовали ювелиров; многие из них не только заказывали описания у энтомологов, но и сами обладали обширными знаниями в этой области. Тогда-то и расширились рамки мира ювелирных насекомых; объектами пристального художественного внимания стали не только давно знакомые жуки-скарабеи и бабочки, но и множество видов других жуков, стрекозы, пауки, кузнечики, осы и т.д. Первенство в изготовлении украшений с насекомыми принадлежит Луи-Франсуа Картье, «королю ювелиров и ювелиру королей». Его изделия носили самые титулованные и могущественные персоны Европы того времени, которые украшали свои платья, прически, головные уборы и камзолы множеством брошей, заколок, эгретов с насекомыми из золота, серебра и платины, украшенных эмалью и драгоценными и полудрагоценными камнями.

К ХХ веку популярность насекомых только возросла, подогретая фантазиями француза Рене Лалика, страстного их почитателя. Лалик творил в стиле модерн, и его, да и не только его любимым насекомым стала стрекоза. Ювелиры стремились настолько точно следовать природе, что в 1930 году датчанин Орла Эггерт предложил способ консервации насекомых и растений – гальванический процесс. На цветок или, к примеру, жука осаждается тонкий слой серебра, а затем золота – и готов ювелирный шедевр. Датчане до сих пор изготавливают подобные украшения.

Но самыми необычными, без сомнения, стали ювелирные изделия современного ювелира Жильбера Альбера, который всегда говорил, что красота драгоценного изделия таится не в количестве карат, а в оригинальной идее исполнения. Насекомых в коллекциях ювелирного дома Gilbert Albert обрамляют в драгоценные металлы, жемчуг, бриллианты и прочие драгоценные камни. Понятно, что эти украшения неповторимы и уникальны, даже потому, что нет на свете двух одинаковых жуков.


Жуки: скарабей, жук-олень, божья коровка
Жуки давно стали классикой и историей ювелирных украшений, и самый известный из них, конечно, жук-скарабей, почитание которого достигло своего апогея в Древнем Египте. Жук-скарабей для древних египтян – божество Хепри, символ бессмертия, вечной жизни, рождающегося каждое утро нового солнца и одновременно пути, которое оно совершает. Если взглянуть на это с позиций философии, то скарабей – это и душа, и ее путь, полный трудов, трудолюбия и настойчивого движения к цели, а также путь ученика к мудрости. Священные амулеты из золота, лазурита, яшмы, сердолика в виде крылатых скарабеев клали на грудь мумиям, чтобы душа смогла благополучно перейти в мир иной.

После открытия египетских гробниц в начале ХХ века ювелиры всерьез увлеклись египетской темой; началась повальная мода на все египетское; было создано множество произведений, как копирующих древние украшения, так и талантливо обыгрывающие их, как, например, крылатые скарабеи Картье в стиле ар-нуво. Современные ювелиры также не раз обращались к теме Египта, и скарабеи множество раз воплощались в золоте, серебре и самоцветах. Украшения со скарабеями во множестве продаются в ювелирных магазинах Египта; туристам продают их в качестве универсального амулета, но вряд ли продавцы действительно вдаются в тонкости символики этого замечательного жука.

Жук-олень близок скарабею и даже ассоциируется с египетским Хепри. Однако в этом образе главное значение имеют его рога, которые являются символом энергии и силы, главным образом, фаллической, мужской. Несомненную и необъяснимую притягательность имеет усыпанный бриллиантами рогач с глазами-турмалинами, созданный в XIX веке. Возможно, секрет в уникальности его прототипа в мире насекомых: этот великан очень редок; и нельзя отрицать, что это просто очень красивый жук, а некоторые его виды обладают завораживающего синего цвета верхними крыльями, которые отливают на свету, словно сделанные из драгоценной эмали. Скорее всего, это и подсказало использовать жука-оленя в качестве ювелирного украшения, а его величина позволяет создавать его в брошах, лучшей площадке для ювелирного манифеста.

Божья коровка – жук, вызывающий больше всего положительных эмоций, красные крылышки с черными пятнышками которого так любят дети. Поэтому этот жук нередко используется в детских ювелирных украшениях. Во многих языках мира прослеживается связь божьей коровки с верховным солнечным божеством. Ее называют «солнышком», «солнечным жуком», «солнечным теленком». В английском языке ее название звучит как «ladybird» – «леди-птица». Это эпитет Девы Марии, которую также зовут Леди всех христиан. Богородица всегда изображается в красном одеянии, символизирующем жертвенность – прямая связь с божьей коровкой, имеющей красный «плащ». В других европейских языках есть такие названия, как «птица Богоматери», «божья Марьюшка», «жук Марии».

К божьей коровке по русской традиции обращаются с гаданиями и вопросами о жизни и смерти, хлебе, погоде, свадьбе, с просьбами об исполнении желаний. В детстве мы приговаривали: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба» – и она действительно улетала куда-то ввысь. Корни этих обрядов – в древних мифах о Великой прародительнице, главной богине, которую на земле представляет божья коровка. Уже позже она стала ассоциироваться с Девой Марией. Кроме того, этот жук считался небесным, божественным домашним животным («божья овечка»), а в древних индийских мифах божья коровка имеет название «та, чей пастух Индра». Убить божью коровку – плохая примета и плохой поступок.

Эти чудесные жучки словно созданы для воплощения в золоте и красной эмали с пятнышками драгоценных камней. Мимо такого соблазна не прошел ни один современный ювелир, и даже великие мастера прошлого уделили ей достаточно внимания. Популярный итальянский бренд Adolfo Courrier, основанный дизайнерами Адольфо Курриером и Алессандрой Занчетта, сделал божью коровку главной героиней своей коллекции 2008 года. Маленькие жучки из желтого и белого золота «заползли» на подвески, серьги, запонки и браслеты; крылышки у них покрыты яркой эмалью разных цветов и приоткрывают взгляду бриллиантовые паве.

Жуки – благодатный материал для ювелиров благодаря своему природному строению. Крылышки божьих коровок служат крышечками для многих часов и медальонов, что очень расширяет поле их применения. Эффектно смотрятся настольные часы из коллекции «Империи Самоцветов» в виде божьей коровки, крылья которой покрыты красной и черной эмалью и украшены самоцветами; крылья раскрываются, показывая часы, а сама «милашка» сидит на резном малахитовом листе.


Пчела и оса
Пчела – древний символ, почитаемый и уважаемый. Как трудолюбивая пчела долго и терпеливо создает мед, драгоценный и необходимый для жизни, так и человек творит свои лучшие произведения. Таким образом, пчела не только символ трудолюбия, но и созидания. На Крите во времена древней минойской цивилизации, ровесницы египетской, женщины носили украшения из золотых пчел. Одну такую подвеску археологи нашли в критском городе Маллии: две золотые пчелы держат в лапках золотой круг – каплю меда. Золотых пчел находили и в европейских захоронениях скифов, кельтов и других народов. У народов Африки и Австралии пчела была священным тотемным животным. В Египте медоносная пчела – это символ верности, храбрости и презрения к смерти, ведь защищая улей, пчела может ужалить только один раз и после этого погибнет. На Руси пчела олицетворяла трудолюбие и добро, поэтому ее часто изображали на медалях, присуждаемых за труд. И сейчас это представление сохранилось, пчела по-прежнему любима, а благодаря желтым и черным полоскам пчелки эффектно смотрятся в золоте и черной или синей эмали. В ювелирном доме Carlo Luca Della Quercia, замеченном в особом пристрастии к миру насекомых, создали запонки с золотыми пчелками, выглядящие очень оригинально и стильно. В Chaumet пчелы из бриллиантов и аметистов, ограненных кабошонами и бриолетами, присутствуют в подвесках и серьгах.

Родственница пчелы оса стала в XIX веке символом острого слова, «жалящего» суждения, желания болезненно уколоть. Осу выбрал в качестве своей эмблемы император Наполеон I.


Бабочка
Самый романтический и утонченный образ воплотился в изображениях бабочек. Наблюдения человека за трансформациями бабочки, превращениями из некрасивой гусеницы, а потом из неподвижной куколки в прекрасное крылатое существо породили представления о ней как о символе возрождения, воскрешения и перерождения, символе души и бессмертия. Бабочка также олицетворение Великой Матери, женщины, отсюда поверья некоторых народов о том, что ведьмы могут превращаться бабочек, что бабочки способствуют зачатию. В Японии бабочка – символ молодой женщины, а две порхающие одна вокруг другой бабочки – семейного счастья. Этот мотив неоднократно встречается в искусстве. Еще один частый мотив – женщина с крыльями бабочки. Это греческая Психея, имя которой переводится как «душа», а бабочка здесь олицетворяет бессмертие души. Ювелиры начала ХХ века вдоволь наигрались с этим образом, воплотив его в брошах, украшениях для корсажа и подвесках. Особо отличился все тот же Рене Лалик.
Христианская традиция связывает с бабочкой и ее развитием жизнь, смерть и воскрешение, поэтому бабочка иногда изображается в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскрешение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, такие крылья имеет душа. В скандинавской мифологии эльфы, духи воздуха, изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки. Этот романтический флер, который придают ювелирным украшениям бабочки, стал неотъемлемым атрибутом молодости, красоты и беззаботности.


Стрекоза
Удивительное и интереснейшее насекомое – стрекоза – покорило своей грациозностью ювелиров, и в 1904 году в Париже даже провели особый конкурс, посвященный стрекозе, где она была представлена как в украшениях, так и в препарированном виде. Более всего стрекозу почитают в Японии, где она считается символом воинственной отваги, счастья и удачи. Стрекоз даже приносили в жертву богам, прося победы над врагами. Китайцы считают стрекозу предвестницей лета. Для американских индейцев она стала олицетворением быстроты и активности. В Европе же ее значение в искусстве сходно со значением бабочки, т.е. стрекоза – все тот же символ спасения души и короткой, но прекрасной человеческой жизни, лёгкости, грациозности, легкомыслия. Конечно, стрекозы обязаны своей популярностью брошам Рене Лалика и братьев Лаклош, которым прозрачные крылья стрекоз напоминали радужные переливы эмали. Но и современные ювелирные дома подпали под стрекозиное обаяние. К примеру, Селин Риве, тоже француженка, основательница марки Garnazelle, создала в 2008 году кольцо желтого золота, в котором стрекоза в сапфирах и тсаворитах сидит на огромном аквамариновом кабошоне, а художники немецкого бренда Stenzhorn в том же году презентовали молодежные украшения из бриллиантовых стрекоз.


Паук
Пожалуй, нет более противоречивого образа насекомого в ювелирном искусстве и в то же время более модного, чем образ паука. Он и создатель мира, и коварный и хитрый охотник. Наши предки видели в пауке, сидящем в центре своей паутины, солнечное божество, сотворяющее из самого себя вселенную. Народы Океании считают прародителем вселенной Старого Паука, в скандинавских мифах паук – символ богини Фрейи, покровительницы семьи и брака, матери всех богов. С пауком связан мотив ткачества во всех смыслах: паук – и символ женской работы, как на швейных машинках XIX-XX веков, и атрибут богинь-ткачих судьбы и жизни (египетская Нут, греческие Афина и Персефона, Мойры, шумерская Иштар и пр.)

В России паук всегда ассоциировался с богатством, удачей и хорошими новостями, а паук, спускающийся на паутине – с божественными дарами, подарками судьбы. Поэтому ювелирные пауки часто изображаются вместе с паутиной. Согласно легенде, во время бегства Мухаммеда из Мекки ему пришлось скрываться в пещере, и посланный Аллахом паук завесил паутиной вход, скрыв пророка. Так, украшение с паутиной может рассматриваться и как защитный амулет. Паутина стала главным мотивом коллекции 2007 года Attrape-Moi французского бренда Chaumet. Она задействована везде: и в бриллиантовом колье, и в кольцах и перстнях, с неизменным пауком – явный намек на охотника и жертву, не случайно название коллекции Attrape-Moi переводится как «поймай меня». Здесь можно увидеть и негативный элемент в божественном образе паука, а именно ассоциации с хищником, подстерегающим свою добычу, а также с «черной вдовой» – пожирательницей мужчин. Иногда паука изображают рядом с мухой.


Муха
Муха – не только жертва, но и защитница: изображения мух на античных геммах защищало от сглаза; в Египте во времена Древнего и Среднего царства изображение мухи носило характер амулета. Она была символом храбрости – храбрые солдаты награждались золотыми мухами. Муха изображалась довольно часто в натуральную величину на самом видном месте на картинах нидерландских, немецких и итальянских художников XV–XVI веков. Это некий талисман против реальных насекомых, которые могли осквернить картины высокого содержания; даже на фасадах домов изображали нежелательных насекомых, чтобы прогнать их. По легенде, Вергилий сделал медную муху, которую поместил на воротах Неаполя – мухи из города исчезли на восемь лет. Позднее изображение мухи в искусстве приобрело самостоятельный характер и потеряло свое негативное значение. В Эрмитаже хранится булавка для волос середины XVIII века с подвижной мухой из бриллиантов и горного хрусталя. У американца Дэвида Юрмана на мужских золотых перстнях-печатках изображение мухи отсылает к египетской традиции.

Мухи, комары и стрекозы встречаются в виде инклюзивов – включений – в янтаре. Украшения с такими насекомыми ценятся очень высоко из-за их редкости. Бывают в янтаре и муравьи – символ трудолюбия, порядка, добродетели и субординации. В последней трети XX века, когда украшения с янтарем были на пике моды, иногда можно было встретить брошь или перстень с насекомым внутри. Но в том или ином виде мода на насекомых не проходит; разные персонажи пополняют в разное время ювелирный инсектарий в зависимости от веяний моды, будь то бабочки, божьи коровки или пауки. Сквозь времена они летят, ползут, бегут, порхают все с той же природной непосредственностью, и в этом их обаяние. Часть живой природы – насекомые – всегда будут востребованы, как сами самоцветы.

Категория: КАМНИ И МИНЕРАЛЫ | Просмотров: 2883 | Добавил: rapana | Теги: интересно, камни и минералы, красиво | Рейтинг: 5.0/12
Всего комментариев: 6
+1  
6 umnik   (04.02.2010 11:52) [Материал]
730

+2  
2 ORLI   (30.05.2009 12:20) [Материал]
ОТЛИЧНО!

+2  
3 rapana   (03.06.2009 11:15) [Материал]
Изумительная красота! Обожаю камушки!!! smile surprised smile surprised smile

+2  
1 rapana   (20.05.2009 20:02) [Материал]
surprised

+2  
4 ORLI   (26.07.2009 16:57) [Материал]
восхищаюсь!!!

0  
5 rapana   (17.08.2009 16:37) [Материал]
и я!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]