Уже в глубокой древности бабочка играла определенную роль в жизни человека. Так, на одной из гробниц Древнего Египта, датированной 2000 г. до н.э., сохранились изображения бабочек. Их же можно встретить и на сосудах, найденных при раскопках в Европе и Америке. При этом бабочка изображалась не только как реальное насекомое, но и выступала в значении священного.
Древнейшее литературное описание бабочки относится к YI в. до н.э. В одном китайском литературном памятнике приведен рассказ китайца, которому приснилось, что он бабочка. Его учитель объяснил этот сон так: во время первобытного хаоса Чванг-Санг был бабочкой, душа которой после уничтожения ее тела продолжала жить и появилась на свет снова в образе человека. По сказаниям чукчей, великан Сана вылепил из снега первых чукчу и чукчанку и научил их всем вещам. Злой дух Чапак убил Сана и стал его пожирать, но как только добрался он до черепа, все добрые мысли Сана разлетелись в виде бабочек. С тех пор чукча, как только поймает летом бабочку, трет ею лоб и приговаривает:"Дай света (ума) Сана."
В древности было широко распространено представление о том, что бабочка - это душа человека. Древние греки, например, смерть изображали погасшим факелом и венком, на котором сидит бабочка: факел обозначал угасшую жизнь, а бабочка - душу, покинувшую тело. Немцы считали, что в образе бабочек души прилетают из небесных стран. По представлениям французов, душа умирающего возносится в виде белой бабочки в рай или чистилище. У якутов было даже запрещено ловить бабочек и особенно, подержав в руке, отпускать: ведь они могут унести душу.
Способность бабочек лететь на огонь и сгорать со временем стала ассоциироваться с богом любви Эросом, так как блеск огня притягивает бабочек так же, как любовь - человека. Вот почему Эроса нередко изображали с факелом, поджигающим бабочек. Так бабочки стали символом души, сжигаемой любовью. Появились подарки-камни, украшенные изображением бабочки.
Позже возник новый мотив - мучение души. Этот мотив проник в христианскую иконографию. В библиотеке герцога Ришелье (1766-1822) был эстамп: изображение адского шабаша, где души грешников представлены в виде бабочек. Со временем взгляд на бабочек как на души грешников был перенесен на ведьм. По мнению арабов, когда ведьма спит, из нее исходит злой дух в виде бабочки. Болгары верили, что старухи, умирая, превращаются в ведьм и в виде бабочек сосут кровь младенцев. Так народное суеверие исказило первоначальное представление о бабочке.
В Германии и Англии считали, что бабочки похищают масло и молоко. Вероятно, это суеверие возникло тогда, когда люди вели кочевой образ жизни, и продукты скотоводства были главными достояниями. Отсюда, вероятно, возникли названия бабочек: немецкое - Buttervogel (Butter -масло, Vogel - птица), английское - butter - масло, fly - летать).
Зато у североамериканских индейцев бабочка была символом плодородия. "Черноногие", например, верили, что если женщина хочет иметь детей, ей надо обратиться с просьбой к ночной бабочке. В Америке ночная бабочка связана с Луной. Поэтому в Мексике крупную и красивую бабочку сатурнию на местном языке называют "луна".
В Китае бабочка также является символом плодородия и тоже связана с Луной. Поэтому богиня Луны изображается там с бабочкой на груди. Бабочка служит и символом преуспевания. В Японии бабочка играет важную роль в свадебном ритуале и является символом семейного счастья.
С бабочками связаны не только суеверные приметы. Бабочки могут предсказывать погоду. Особенно чутко реагируют на изменение погоды бабочки - крапивницы из семейства нимфлид (их легко узнать по окраске крыльев - верхняя сторона кирпично-красная с черными пятнами и черной каймой). Уже за несколько часов до наступления грозы, когда в небе еще ни облачка, крапивницы вдруг прекращают свои полеты и ищут укрытия. Бывает, что дождь стих и небо прояснилось, а крапивницы по-прежнему укрываются в дуплах деревьев, под крышами и не летят на простор. Значит, вновь вскоре пойдет дождь. Временное прояснение не обманывает бабочек: они никогда не ошибаются в своих прогнозах.
из своих записей...