В тропических морях нашей
планеты встречаются представители немногочисленной и древней группы
головоногих
моллюсков. Это похожие на маленьких осьминогов наутилусы,
которых по-русски называют
«жемчужными
корабликами». За миллионы лет эти существа почти не изменились.
Раковины с гравировкой
помещали
в ажурную оправу, превращая их в диковинные украшения, чаще - кубки.
Работы подобного рода были
весьма
популярны среди нюрнбергских мастеров конца XVII -начала XVIII вв. В
декоре кубков-наутилусов
обычно
использовались изображения мифологических персонажей, так или иначе
связанных с морской
стихией..
Такие
раковины, обработанные с помощью кислотных растворов, и превращают
ювелиры в кубки-наутилусы.
Кубки наутилусы, когда бы ни были изготовлены имеют необыкновенное
очарование благодаря чудесным
раковинам и выглядят всегда таинствено и влекуще.Перламутр из
Наутилуса особенно ценился в средние века,
оправлялся в бокалы и был излюбленным на всём Западе. ..
Красота
раковин и удобство их обработки позволило ювелирам XVI- XVII веков
создавать работы, котрые
использовали как дары и призы. Обладатель такого кубка выносил его
лишь в самых торжественных случаях
как
символ своего престижа.
Кубок не просто посуда для
воды или вина — это глубоко символичный сосуд. Основание символизирует
землю.
Ножка поддерживает чашу, символизирующую дом. Край чаши — венец, а
завершает кубок крышка, как крыша
дома. Форма кубка, строгая и торжественная, подчеркивает его особую
роль на пиршественном столе. Этот
важный
предмет изготавливался из золота, серебра, хрусталя, керамики, а с
XVII века и из стекла. Кубок
пришел
на Русь во времена Ивана Грозного. Продажа кубков простолюдинам была
запрещена. Пить из них
могли
себе позволить лишь богатые и знатные люди. Очень быстро кубок
перестает применяться по прямому
назначению. Кубки и медали подчеркивали богатство и статус, их хранили
как драгоценный предмет
интерьера.
В
королевских кунсткамерах хранились различные экзотические раковины.
Они могли быть как
необработанными,
то есть в естественном виде, так и искусно оправленными и ставшими
частью какого-либо
изделия. Великолепными образцами такой работы являются представленные
на выставке кубки-наутилусы.
Смысл
создания подобных причудливых изделий, не имеющих практического
назначения, состоял в том, чтобы
показать в самом фантастическом виде редкие и драгоценные творения
природы, которые ювелир, соревнуясь с
их
природной красотой и проявляя высокое мастерство, пытался дополнить и
соответствующим образом
оформить.
Для
немецкого ювелирного искусства в полном смысле слова "золотым веком"
стало XVI столетие. Одним из
основных его центров был Нюрнберг - свободный имперский город,
стоявший на пересечении важнейших
торговых
путей. Родина Альбрехта Дюрера - он был очагом культуры эпохи
Возрождения. Среди широкого
разнообразия
форм изделий из серебра, создававшихся немецкими мастерами в XVI-XVII
веках, особого
внимания
заслуживают питьевые сосуды. Наиболее характерными из них были
ложчатые кубки - двойные или
с
крышками. Одной из самых излюбленных форм ложчатых сосудов была форма
кубка с крышкой в виде цветка
аквилегии - Ageleybecher. К 80-м годам XV века ложчатые кубки получают
самое широкое распространение, и
немецкие
мастера не имеют себе равных в их создании. С появлением первых
набросков Дюрера для серебряных
изделий
в немецком ювелирном искусстве появляются мотивы, заимствованные из
природы; возникновение
многочисленных
лягушек, улиток, змеек, ящериц, отлитых по живым моделям, знаменует
собой проникновение
в немецкое серебряное дело стиля "ristique", т.е. сельского. Все эти
фигурки призваны были удивить и поразить
зрителя своей необычностью, восхитить технической виртуозностью.
Другим аспектом стиля "ristique"было использование натуральных раковин и
их имитаций из цветного камня
и металла, страусовых яиц, зубов нарвала, скорлупы кокосовых орехов
для создания кубков, чаш, различных
сосудов
сугубо декоративного назначения. Изделия из этих материалов еще со
времен раннего средневековья
имели
символическое значение и были окружены таинственностью. Яйцо страуса,
например, считалось
принадлежащим
птице Феникс, а зуб нарвала почти до самого XVIII века слыл рогом
мифического
единорога.Большой
популярностью пользовались в Германии фигурные кубки. Немецкий бюргер
находил вполне
уместным пить из кубка-лошади, кубка-совы или кораблика во время шумных
застолий. Многие из этих
"кубков-забав"
служили и серьезным целям - дарились по случаю рождений, крестин,
обручений, свадеб и других
значительных событий в жизни человека.
Существовали
также кубки, которые с течением времени утратили свой первоначальный
символический
смысл, превратившись в кубки-забавы, своего рода игрушки. Это - кубки
кораблики. В средние века они имели
сакральный
смысл и использовались как сосуды для вина; в качестве реликвии эти
кораблики должны были
оберегать
от невзгод в море житейском. В XVII веке кораблик постепенно
утрачивает все эти прежние
значения,
став простым настольным украшением, кубком-забавой. Настольное
украшение в виде
одномачтового
судна - с такелажем, пушками, павильоном и фигурками моряков на борту,
было выполнено
известным нюрнбергским мастером Эсайей цур Линденом в первой трети
XVII века. Кубки-корабли со второй
половины
XVI века становятся постепенно шуточными, в то время, как в более
ранние времена, смысл таких
сосудов
был многозначным. Традиция изготовления ювелирами миниатюрных кораблей
уходит в средние века,
когда
они были символами жизни, вотивными предметами, сосудами для вина на
княжеских трапезах,
солонками
и, наконец, настольными украшениями, в которые клали пряности и
ставили перед особо
почетными
гостями. Эти сосуды благодаря придававшемуся им сакральному значению
должны были
предохранять
пряности от яда и, следовательно, уберегать их владельцев от
отравления, а в качестве реликвии
-
оберегать от невзгод в море житейском или спасение во время
кораблекрушения. К XVII веку кораблик
ювелиров
утрачивает все эти значения, став просто настольным украшением и
кубком-забавой.
|