MENU

19:07
Для тех, кто любит писать...

Появление кабинета тесно связано с развитием письменности. Книгописание, существовавшее еще в Древней Греции, позволило достичь высокого уровня развития культуры и науки, уделить большое внимание образованию. Трудно представить, что кропотливая работа греческих ученых — философов, историков, литераторов, драматургов, медиков — не требовала специального помещения для трудов. И, действительно, исторические источники сохранили сведения о том, что каменные столы и стулья — прообраз поздних кабинетных мебельных форм — существовали в домах древних греков.

 

Naples, ca.1600

 

 

 

 

 

Ореолом мистики были окружены кабинеты средневековых ученых, алхимиков. Эти тщательно скрываемые от посторонних глаз помещения соединяли лабораторию и кабинет с простым массивным столом, предназначенным для письменных работ.

Возникновение первых европейских университетов во Франции, Италии, Испании, Англии, Германии, Австрии и других странах в XII–XV столетиях способствовало дальнейшему развитию средневекового общества. Результатом эволюции научной мысли стало появление в королевских, родовых замках и богатых домах знати кабинетов для научных и домашних занятий. В период готики появляются неизвестные ранее формы кабинетной мебели — кабинеты и письменные столы, ведущие происхождение (равно как шкафы и буфеты) от сундука.

 

 

 

 

Florence, 1644-1646

 

Возникновение первых «настоящих» кабинетов относится к эпохе итальянского Возрождения, когда в палаццо просвещенной итальянской знати стали делать специальные помещения, называемые «studiollo», что означает «комната для занятий». Однако расцвета и широкого распространения подобные помещения достигли лишь в XVI веке — в эпоху маньеризма. «Studiollo» в этот период служили местом для хранения коллекций, собиранием которых увлекалась вся Западная Европа. К этому времени относятся и ранние формы бюро (их прообраз — шкатулки для писем с откидной крышкой). Как правило, у бюро был откидывающийся верх, за которым находились ящички для бумаг.

В XVII столетии одним из распространенных предметов убранства стали небольшие, богато декорированные кабинеты для хранения предметов коллекционирования, что было связано с неослабевающей страстью высшего общества к собиранию разнообразных редкостей и древностей. В скором времени их размеры увеличились, и кабинеты стали устанавливать не на столы, а на подстолья с ящиками. Теперь к ним присоединяли откидные доски для письма, обитые изнутри кожей, что придавало кабинетам сходство с бюро. Как и раньше, кабинеты считались предметом роскоши и делались из дорогих пород дерева, декорировались серебром или металлическими накладками с позолотой, мозаикой или инкрустацией.

 

Augsburg,1550-1580

 

 

Кабинеты, изготовленные в разных странах, отличаются между собой, что позволяет определять их «историческую родину». При отделке многих итальянских кабинетов использовали технику pietra dura (цветная каменная масса). В Северной Европе кабинет дополняли дверцами, за которыми скрывались многочисленные небольшие ящички, симметрично расположенные по бокам от центра, оформленного как декоративная ниша. Декор подобных кабинетов часто выполняли из панциря черепахи.

Если в XVII столетии большинство кабинетов оснащали слепыми дверцами, что затрудняло осмотр хранящихся там драгоценных вещей, то в начале XVIII века появились кабинеты с прозрачными дверцами. Их устанавливали на высоких ножках, делали угловыми, с выпукло-вогнутыми выдвижными ящиками и богато декорированными поверхностями. Во второй половине XVIII столетия во Франции получили распространение бюро с выдвижной изогнутой панелью, закрывающей поверхность для письма, ящики и полки. В нижней части находились полки и ящики, закрытые глухими дверцами. В отделке бюро использовали фанеровку из различных пород дерева, их лакировали, декорировали маркетри. Подобные изделия пользовались популярностью и в XIX веке.

paris, 1660-1671

 

 

 

Важной частью мебельного убранства кабинетов стали двухтумбовые письменные столы. В нижней части, под прямоугольной столешницей находилась ниша с ящиками по сторонам. Некоторые образцы подобных изделий дошли до нашего времени, став предметами коллекционирования.

Одновременно появились и письменные столы с бюро, прямоугольными столешницами, ящиками в подстолье и выдвижными панелями для размещения книг и для письма. Многие образцы таких изделий дополнялись свободно стоящими картоньерами — небольшими шкафчиками для бумаг. В 1760-х годах французские декораторы начали делать столы с надстройкой в виде кабинета с ячейками и ящичками, а позднее с D–образной надстройкой.

В XVIII столетии в Западной Европе распространение получили большие книжные шкафы со стеклянными дверцами в верхней части и слепыми створками в нижней (иногда их называли библиотечными).

 

 

England, 1690-1700

Кабинет как отдельное пространство появился в России лишь в XVII столетии. В это время развивается каменное строительство, деревянная архитектура постепенно уходит в прошлое. Кабинеты делали в царских, княжеских и боярских покоях. Одним из ранних примеров можно считать кабинет царя Алексея Михайловича в новом Теремном дворце Московского Кремля, возведенном в 1635–1636 годах и, к сожалению, утратившем первоначальные интерьеры в результате нескольких пожаров. Это помещение, повторяя кабинеты западных дворов, служило царю для приема советников. Кабинеты стали делать и в домах богатых бояр, которые принимали просителей, восседая в кресле за большим столом. Кресло напоминало трон, а боярин уподоблялся властителю, выслушивающему докладчиков.

 

Другие мебельные формы также претерпели некоторые изменения. Непременные лавки сменили стулья, которые ставили вдоль стен. В стенах часто устраивали ниши-«печуры» для хранения различных вещей, в частности, книг, чернильниц, ценных бумаг. Эта конструкция стала прообразом встроенной мебели.

 

 

 

 

England, about 1810

 

Широкое распространение кабинет в России получил лишь в XVIII веке, что связано с петровскими преобразованиями, развитием наук, искусств и культуры, а также со строительством новой столицы, в которой возводились каменные здания по западному образцу. В этот период в России произошло разделение кабинетов на те, в которых хранят коллекции, на парадные, предназначенные для официальных приемов, и личные, для занятий. Библиотеки постепенно переносят в отдельные помещения, что было вызвано развитием наук и резким увеличением количества выпускаемых книг. +

Образцом кабинета для хранения коллекций стало здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, где Петр Великий разместил свои личные собрания, привезенные из заграничных путешествий. В здании Кунсткамеры были расположены библиотека и личный кабинет Петра, где находилась его мебель, одежда, станки, модели. Петровская Кунсткамера повторяла Кунсткамеры, существовавшие в XVI–XVII веках при европейских княжеских дворцах. Наступившее столетие познакомило Россию с новыми видами мебели и, в частности, с европейским убранством кабинетов: неизвестными ранее кабинетами для предметов коллекционирования или бумаг, шкафами-бюро и шкафами для книг.

 

 

London, 1764-1766

 

Парадный кабинет обычно проектировали на первом этаже или неподалеку от парадной лестницы на втором, рабочий располагали отдельно от прочих комнат. Находясь в удалении от столовой, гостиной, спальни, детской и многих других помещений, он соседствовал (а иногда совмещался) только с библиотекой. Стены кабинетов украшали живописными полотнами, графикой, на каминные полки ставили часы, декоративные вазы, на письменных столах стояли чернильницы, письменные приборы, колокольчики и различные небольшие статуэтки, получившие название кабинетной скульптуры. Решение интерьера кабинета соответствовало стилю эпохи. Подобные помещения часто обшивали деревянными панелями.

Очень часто характер отделки или архитектурной планировки определял «имя» кабинета. Так получили свое название Дубовый кабинет Петра I в Большом дворце Петергофа и Ореховый кабинет Александра Меншикова в Меншиковском дворце, декорированный наборными ореховыми панелями с золоченой резьбой.

paris, ca.1800

В середине XVIII века в России распространилась мода на китайские сюжеты. В Большом китайском кабинете Китайского дворца Ораниенбаума стены покрыли двенадцатью наборными панно в китайской стилистике, а в «Восточном китайском кабинете» Большого дворца Петергофа стенные плоскости декорировали деревянными ширмами. Интерьеру кабинета соответствовала и обстановка — кабинет для хранения редкостей в китайском стиле, разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства Востока.

В Большом дворце Павловска в 1800 году был создан Пилястровый кабинет. Пилястры желтого цвета ярко выделяются на фоне белых стен. К началу XIX столетия относится и небольшой кабинет «Фонарик» в том же дворце, название которого связано с его архитектурной композицией с полукруглым эркером.

Во втором десятилетии XIX века в Екатерининском дворце Царского Села была завершена отделка Парадного, или Мраморного кабинета Александра I. Стены белого мрамора в верхней части украшены росписью. Зеленый цвет обивки мебели и скатерти, малахитовая отделка письменного прибора, каминных часов, канделябров контрастируют с холодным мрамором стен.

1928

Тогда же в России и в Европе получили распространение столы с двумя большими тумбами со сплошными дверцами, скрывающими выдвижные ящики, и с тремя ящиками в подстолье. На плоских створках могли быть золоченые накладки, характерные для декоративной символики ампира.

Вслед за ампиром в России появился стиль бидермайер, пришедшийся по сердцу среднему классу. Кабинеты стали гораздо демократичнее. В них размещали небольшие диванчики и небольшие круглые или овальные придиванные столики, позволявшие отдыхать во время работы. На стенах развешивали портреты членов семьи, пейзажи, гравюры, выполненные по произведениям европейских мастеров. Именно о таком тихом кабинете говорил А.С. Пушкин в одном из писем: «квартера должна быть теплая… Был бы особый кабинет — а прочее мне все равно».

В 1840-е годы ампир и бидермайер уступили место историзму, просуществовавшему вплоть до 1880-х годов. Характерной чертой новой эпохи было обращение к искусству прошлого.

Chipping Campden , ca. 1905

Внимания заслуживает «Кабинет Доктора Фауста» 1857 года в здании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. В созданном по миниатюрам позднеготическом интерьере хранится около 6000 инкунабул — первопечатных книг, изданных с 1456 по 1500 год. Готические витражи на окнах, пентаграмма у порога, летучая мышь, астролябия создают особенную, незабываемую атмосферу. Картину завершает тяжелая неподвижная мебель: столы, пюпитр, конторка, кресла, стул и пятиярусные стеллажи. По традиции книги закреплены цепями на полках.

К 1880-м годам относится полностью сохранившаяся отделка парадного кабинета во дворце великого князя Алексея Александровича (наб. реки Мойки, 122). Пространство кабинета разделено на три сектора: основная часть комнаты отделена от помещения для приемов большой аркой, узкая часть кабинета — стеной с тремя арками. Стены по периметру облицованы дубовыми панелями, а выше, до дубового карниза, обтянуты расписной тисненой кожей с ковровым узором. Частично сохранилась и отделка рабочего кабинета, находящегося на втором этаже, где были расположены личные покои Алексея Александровича. 

 

 

Помимо домашних, существовали и служебные кабинеты. Примером может служить кабинет «Дома торгово-промышленного товарищества Ф.Г. Бажанова и А.П. Чувалдиной» (ул. Марата, бывшая Николаевская, 72), построенный в 1907–1909 годах. Его стены отделаны панелями красного дерева, на откосах окон сохранилась зеленая натуральная кожа, которой изначально были обиты стены кабинета. Панели, двери, также как и несохранившаяся мебель были изготовлены на известной мебельной фабрике Ф. Мельцера. В приемной, отделанной ореховыми панелями, находится уникальный камин, выполненный по эскизу М. Врубеля по мотивам сказания о «Вольге и Микуле».

Интерес представляет интерьер служебного кабинета директора «Дома страхового товарищества «Саламандра» (ул. Гороховая, 6) 1908–1911 годов. Стены кабинета оформлены дубовыми рамами и падугой в стиле модерн. Два зеркала и камин из дуба и зеленого мрамора с прожилками завершают композицию. В стене расположен встроенный двухъярусный дубовый книжный шкаф с растекловкой в верхней части. Возле шкафа установлен дубовый письменный стол, созданный в последней трети XIX века.

 

 

Netherlands - Japan, 1630-1700

 

Модерн, получивший развитие на рубеже XIX и начала XX столетий, во многом изменил облик кабинетов, привнеся в интерьер, с одной стороны, флористические, декоративные черты, а с другой — конструктивное начало. Идеи рационального постижения мира, сформулированные представителями русского авангарда — Э. Лисицким, В. Кандинским и К. Малевичем, оказали влияние на интерьеры XX века. С 1920-х годов строгие, логичные формы окончательно утвердились в кабинете, придя на смену излишней декоративности. Отныне преобладают выразительные лаконичные плоскости и линии. И сегодня кабинеты продолжают свое существование в простых функциональных современных офисах, соответствуя архитектуре и технологиям новейшего времени.  

 

(По материалам сайта: http://www.antiq.info/, Автор статьи: Марина Дашкова)

 

London, 1861-1862

 

 

Spain, ca.1550

 

London, 1878

 

Gujarat , late 16th century-early 17th century

 

Augsburg , 1605-1610

 

Britain , 1864-65

 

London, 1861

 

London, 1893

 

London - Florence - Birmingham,  1771-1776

 

Mantua, 1530

 

Gujarat , 16th century

 

London, ca. 1817

 

London-Rome, 1743

 

Goa , late 17th century

 

paris, 1640-1650

 

London, 1858

 

London, 1867

 

Wuerzburg , 1716

 

India, early 17th century

 

Gujarat, early 17th century

 

London, 1876-1877

 

Sri Lanka , ca.1700

 

Vizagapatam, ca.1765

 

London, 1867

 

Sapperton, 1902

 

Goa, late 17th century

 

London, 1760-1761

 

Nancy, 1890-1910

 

Dresden , 1750-1755  

 

London,  1861

 

budapest, 1899-1900

 

Amsterdam , 1690-1710

 

Gujara, mid 17th century

 

 

England , ca. 1688

 

Southern Province , ca. 1895

 

China , 1720-1780

 

Japan, 1850-1867

 

paris, ca. 1700

 

Nancy, ca. 1900

 

paris, 1861-1867

 

Venice, 1580-1600

 

 

paris, 1888

 

Varanasi , ca. 1891

 

Miniature bureau-cabinet, Vizagapatam , 18th century

 

Table cabinet, Nagoya,  1800-1900

 

Book cabinet, Korea, 1800-1900

 

Miniature bureau-cabinet on table-stand, Vizagapatam , 1750-1760

 

Desk, Bureau mazarin, paris, 1685-1700

 

Spain , ca. 1550

 

Britain, ca. 1715

 

Bureau, Guangzhou, 1730

 

Vienna, 1715-1735

 

London, 1760-1765

 

England, ca. 1888

 

paris, ca. 1680-1780

 

Cabinet on stand, 1855

Monghyr, 1850

 

China , 1700

источник: http://collections.vam.ac.uk/

Категория: ПОЗНАЙ СЕБЯ | Просмотров: 937 | Добавил: rapana | Теги: интересно, история, красота | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 4
+2  
2 марина   (15.01.2010 19:54) [Материал]
Обалдеть-хочу все!!!)) 0105 0105 0105 0105

+1  
3 rapana   (15.01.2010 20:14) [Материал]
За таким столиком 0100
сказка!!! 03

+1  
1 rapana   (14.01.2010 19:08) [Материал]
http://www.liveinternet.ru/users/artnews/profile/ 09 09
абалденная красота!!!!!!!!!!!!! 03 09

0  
4 ORLI   (19.01.2010 15:45) [Материал]
КРАСИВО!!! 0105 730

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]