23:29 Цвет и звук... |
Человек и мир соединяются при помощи цвета и звука. ...В Древней Индии сложились многообразные представления о взаимосвязи музыки и цвета. Индусы верили, что человек и мир соединяются при помощи цветовой гаммы, что настроения и чувства, заложенные в музыке, передаются цветосочетаниями. Считалось, что каждый человек имеет свою определенную музыку и соответствующий ему цвет. Яркие цвета соответствовали интенсивным вибрациям, бледные - спокойным, гармоническим вибрациям. При постоянном соотнесении со звуком цвет становился слышимым. Отсюда родился афоризм древних индусов: "видеть звук и слышать краски”. -------------------------------- ...Главные тоны лада обозначались начальными слогами санскритского наименования: са-, ри-, га-, ма-, па-, дха-, ни-. Лад имел оригинальное интервальное строение и расширялся за счет производных звуков, отходящих от главных на четвертитоновую интонацию. Так, октава делились на 22 неравных интервала, каждый из которых мог стать исходным пунктом для нового лада . ----------------------- В мантра-йоге звуки рассматривались как энергия Космоса, а ритм – как движение Вселенной . ------------------------------ ...Музыка имеет огромную силу воздействия на человека, живую и неживую природу. В Индии было проделано множество экспериментов с музыкой, в результате чего появилась таблица влияний звуков на окружающий мир в разное время года. Позже стали изучать последовательности и комбинации звуков. Оказалось, что комбинации звуков могут производить коренные изменения в природе. Например, некоторые звуки возникают при определенной погоде и, как ни странно, воспроизведя эти звуки, можно соответствующим образом изменить погоду. В это трудно поверить, но это правда, и индийские музыканты неоднократно это демонстрировали. Несмотря на то, что в наши дни такие великие музыканты - большая редкость, те, кто знает секрет, могут делать подобные вещи в любое время. То же самое делает фермер. Выращивая злаки, он руководствуется накопленным многими поколениями фермеров опытом. В указанное время года он сажает семена, поливает их и заботится о всходах, в конце-концов он получает горсть зерна. Никто не видит никакого чуда в этом, поскольку в своей работе он руководствуется естественными законами природы. Также и музыка, когда синхронизируется с природой, с определенным сезоном, днем, часом, она подтверждает всеобщий закон и производит желаемый эффект. Согласно древнейшим представлениям человека о мире, он подразделяется на четыре составляющих: огонь, воздух, вода и земля. В "саргаме1" все звуки имеют связь с этими четырьмя элементами и производят чистый или комбинированный эффект при помощи различных комбинаций звуков раги (АККОРД???). Если какая-то рага поется или играется в нужный момент определенного дня, в нужном месте, человеком, музыкальные знания которого безупречны, результат бывает подобен чуду. Это согласуется с законом Ньютона, по которому "каждое действие имеет адекватную и противоположную реакцию". Подобно тому как природа производит различные звуки и вибрации в разное время года, так же и человек может, скопировав эти звуки и вибрации, в любое время года получать связанные с ними эффекты. Это знание считается священным, поэтому не подходит для развлечения. Тщательное изучение этой науки требует самоотречения, это дело всей жизни. Из древних трактатов о музыке мы узнаем, что к ней относятся с благоговением. Индусы полагали, что музыка - это занятие богов, а также благочестивых людей с глубокими знаниями. Известно, что в древнеиндийской теории музыки существовало шестнадцать тысяч мелодий и триста шестьдесят талов (ритмических циклов). Это почти невообразимо для современного понимания. Впоследствии шестнадцать тысяч мелодий свелись к шести рагам. Каждая рага имеет свою рагини (женский вариант раги). У каждой рагини восемь "сыновей" и восемь "невесток" (дочерние варианты). Каждая шкала имеет имя, которое определяет ноту, на которой она построена. Всякая наука имеет несколько разделов, на санскрите они называются "анги", что значит части. Музыка в Индии подразделяется на "саптанга" - семь частей, они таковы: Сур-адхайя -раздел, который трактует о тонах, включая полутона, полу полутона и т.д. Тал-адхайя -раздел, повествующий о ритме. Раг-адхайя - раздел, относящийся к мелодиям. Аст-адхайя -раздел, описывающий музыкальные инструменты, такие как вина, ситар4, таос5, нафири, бансури6, шанкх7 и т.д. Нирт-адхайя - раздел, касающийся танца. Бхао-адхайя - раздел, занимающийся действиями и движениями в ритме танца или пения. Артх-адхайя - раздел, посвященный пониманию мелодий и ритма. ========================== В индийской музыкальной традиции также существует 7 нот (сур). Каждая имеет свое название: кхарадж или шарадж, ришабха, гандхара, мадхьяма, панчам, дхайват, нишад. Все вместе они называются саргам. Для простоты каждую ноту обозначили аббревиатурой: са, ре, га, ма, па, дха, ни. Все ноты имеют обширную характеристику, в которой им придаются человеческие качества. Как люди, ноты имеют характер, костюм, цвет лица. Некоторые ноты связаны с каким-то временем года или с определенным периодом человеческой жизни. Ноты с "горячим" темпераментом имеют мистическое свойство излечивать больных ревматизмом или другими подобными болезнями. Каждая из семи нот находится под покровительством определенного божества. Кхарадж или са. Эта нота находится под защитой Агни8 и так же как панчама не имеет тивра (диез) или комаль (бемоль). Она связана с первой небесной сферой и планетой, именуемой Камар (по-арабски - луна). Ее характер радостный. Имеет эффект холода и влаги. Цвет лица - розовый. Прекрасные белые одежды с искусно выполненым орнаментом. Этот звук похож на крик павлина. Нота доминирует в голосе семидесятилетнего человека. Эта нота гармонична во всех рагах и рагини. У этой ноты есть 4 сураты (обертона), а именно: тивра, камодвати, манда и чхандовати. Ришабха или ре. Эта нота находится под покровительством Брахмы. Она связана со второй небесной сферой и планетой, именуемой Ретарид (по-арабски Меркурий). Ее характер радостный. Имеет холодный, сухой эффект. Цвет лица бледно-зеленый. Красные одежды с красивым орнаментом. Жаркое время года. Этот звук напоминает крик птицы папиха. Нота доминирует в голосе шестидесятилетнего человека. Эта нота гармонична в мелодиях дес, канхара и т.д., и неприятна в малкаус, хиндол и т.д. Имеет 3 сураты: дайявати, ранджани и рактика. Гандхар или га. Эта нота находится под покровительством богини Сарасвати. Эта нота имеет и бемоль и диез. Она связана с третьей небесной сферой и планетой, именуемой Зухра (по-арабски Венера). Характер грустный. Имеет холодный и влажный эффект. Цвет лица оранжевый, одежда пурпурная. Звук напоминает крик гуся. Она приятна в мелодиях калингра, кхамах и т.д. и довольно неприятна в саранга. Она имеет 2 сураты: севе и кродхи. Мадхьям или ма. Эта нота находится под покровительством Махадева. Она имеет бемоль и диез. Она связана с четвертой небесной сферой и планетой именуемой Шамс (по-арабски солнце) Характер беспокойный Дает теплый, сухой эффект. Цвет лица бледно-розовый. Одежда красно-черная с замысловатым орнаментом. Дождливое время года. Этот звук напоминает крик журавля. Нота доминирует в голосе сорокалетнего человека. Она приятна в малкаус, бхайрон и т.д. и неприятна в кальян. Она имеет 4 обертона: ваджрика, прасарини, прити, марджини. Панчама или па. Эта нота находится под покровительством богини Лакшми. Она связана с пятой небесной сферой и планетой, именуемой Маррикх (по-арабски Марс) Характер страстный. Эффект теплый и сухой. Цвет лица красный, одежда желтая. Дождливое время года. Этот звук напоминает крик птицы койял9. Нота доминирует в голосе тридцатилетнего человека. Она приятно звучит в мелодиях тоди-асаоре и довольно неприятно в малкаус, хиндол и т.д. Она имеет 4 обертона: рагата, сандипани, алапни и рохити. Дхайвата или дха: Эта нота находится под покровительством бога Ганеши10. Имеет бемоль и диез. Она связана с шестой небесной сферой и планетой Мштари (по-арабски Юпитер). Характер уравновешенный Дает теплый и прохладный эффект Цвет лица желтый. Одежда ярко-красная с приятным орнаментом. Холодное время года. Образуется с помощью неба Этот звук напоминает лошадиное ржание. Нота доминирует в голосе двадцатилетнего человека. Она гармонична в билавал, алайя и т.д. и неприятна в зилаф, джогийя и т.д. Имеет 3 обертона: мандати, рохини, рмйя. Нишад или ни: Эта нота находится под покровительством Сурьи, бога солнца. Она имеет бемоль и диез. Она связана с седьмой небесной сферой и планетой Захаль (по-арабски Сатурн) Характер веселый и страстный. Эффект холодный и сухой Цвет лица темный, одежда черная с орнаментом. Холодное время года Похожий звук издает при помощи хобота слон. Эта нота доминирует в голосе десятилетнего ребенка. Она гармонична в бихаг, парадж и т.д., и довольно неприятна в соратх. У нее два обертона: угра и шобхини. ============== Разум и музыка. Слово "раса" обычно переводят словом "чувство" или "вкус", "эстетическое переживание". Раса практически идентична эмоциям. Поскольку раса в конечном счете - созерцательное состояние ума, считается, что существует девять [видов] эмоциональных состояний: Шрингар - эротическое Хасья - комическое Каруна - патетическое Рудра - грозное Вира - героическое Бхайанак - боязливое Адбхут - удивленное Шант - умиротворенное С древних времен делались попытки связать эти виды раса с музыкой. Бхарата11, например, предполагал, что каждая нота имеет определенный характер: са - героический, ре - гневный, ма - веселый, па - эротический и т.д. Принципы раги Рага должна относиться к одному из тхатов и содержать не менее пяти нот. Две ноты типа комаль и тивра не могут следовать одна за другой, хотя это разрешено в тхате. В раге ноты па и ма не могут понижаться одновременно. Ноты в раге должны быть фиксированы, комбинации нот должны идти либо по порядку арох, либо - аврох. В раге должна быть одна доминирующая нота, которая называется "вади", следующая нота называется "самвади", обе эти ноты зависят от тхата, на котором строится рага и времени, когда рага должна исполняться. В раге также может быть анувади (нота, усиливающая вади) и "вивади" (нота, пришедшая из другой традиции исполнения, в которой эту рагу относили к другому тхату). Рага должна привлекать и радовать. http://www.indiandance.ru/Ru/Music.htm http://orpheusmusic.ru/publ/indijskaja_narodnaja_muzyka_istorija_principy_noty/224-1-0-489 Вот ещё напоследок интересное и ссылка на РАГИ. "Индийская музыка - единственная в мире, где разные раги соответствуют разному времени суток. Считается, что слушать неподходящие по времени раги - наносить себе ущерб. В ссылке эти периоды и раги им соответствующие, также музыка: http://www.aquarium.ru/misc/indian_times.html невесток |
|
Всего комментариев: 1 | ||||||
|