MENU

Растения - первые лекарства.

1.1. РАСТЕНИЯ — ПЕРВЫЕ
ЛЕКАРСТВА

Первыми лекарствами были растения. Издавна люди стремились
найти «траву бессмертия», способную излечить многие болезни. В вавилонском
предании говорится о человеке по имени Этана. Он узнал о том, что высоко, в
самом верхнем небе, растет исцеляющая трава. Этана сел верхом на орла и
поднялся высоко в небо. Три раза совершали они свой полет. В первый раз орлу
не хватило сил. Во второй раз Этана оглянулся вниз vi увидел, что земля
исчезла из виду. Он испугался и стал просить орла вернуться обратно. В третий
раз он достиг верхнего неба и получил исцеляющую траву из рук богини Иштар

Слово «шамму» на языке вавилонян значило «лечение» и
«трава». В Древнем Египте после войн и эпидемий жрецы раздавали людям
«священную траву»  — шалфей, которую надо было добавлять в пищу и заваривать
как чай, чтобы быстрее восстановить силы.   Лекарственные  растения 
разводили на специальных огородах или привозили из других  стран.   Названия 
этих  растений в древних медицинских текстах часто звучат так,  что трудно
понять,  о чем конкретно идет речь. Вавилонские глиняные таблички
рассказывают о «солнечном растении», «сладкой траве», «горькой траве»,
«полевом стебле».  Многие древнеегипетские лекарственные травы, о которых
упоминается в папирусах, и сейчас остаются загадкой для врачей. Это,
например: Аар (от ожогов), Гем и Емем (от болезней груди и горла), Геигенет и
«волосы земли» (мочегонные средства),  Бебет (для уничтожения блох). В других
случаях до нашего времени дошли описания и изображения вымерших лекарственных
растений, например, травы «силь-фион», изображенной на греческой монете.

Иногда встречаются устаревшие или совсем незнакомые европейцам названия трав, что также затрудняет понимание текстов. Так, например, популярным растением в медицине Древней Индии была загадочная трава «сарпаганда». Одно из первых упоминаний о ней относится к 1000 г. до н.э.
Европейским медикам удалось идентифицировать ее только в XVII столетии после
того, как миссионеры привезли ее в Европу. В европейских медицинских книгах
первые сведения о «раувольфии змеиной» появились в 1690 г. Именно под этим
именем известна сейчас трава «сарпаганда», которую до сих пор разводят в
Индии как культурное растение. В ее корнях был впервые обнаружен резерпин —
алкалоид, входящий в состав лекарств для лечения расстройств центральной
нервной системы.

Некоторые исследователи полагают, что многие экзотические
названия лекарственных веществ в древних медицинских текстах являлись
фольклорным названием целебных трав. Так, например, читая в египетских
папирусах о применении «ушей газели» и «глаз свиньи», о настойке «зубов осла»
пли мази из «ослиного черепа», можно вспомнить английское народное название
лесного хвоща — «лошадиный хвост» («Horse tail»), современные русские
народные названия трав —- «медвежьи ушки», «заячьи ушки», «кошачьи лапки»,
«Анютины глазки», «мышиное ухо», «львиный зев», «вороний глаз» и многих других.

Раувольфня змеиная

В медицинских текстах древних шумеров касторовое масло
называется «кровь черной змеи», а белый сок маковых головок —  «львиный жир».
Эти тексты, написанные на глиняных табличках, археологи  относят к середине II тысячелетия до н.э. В античных и средневековых рецептах «кровью дракона» называли смолистый сок драконова дерева, растущего в Сомали, Абиссинии, на Сокотре и Канарских островах. В древности сок этого дерева, которое достигает 20 м в высоту и живет иногда до 5-6 тысяч лет, применяли для бальзамирования умерших и лечения различных заболеваний. Использует его и современная фармацевтическая промышленность.

Исторические параллели: Большое количество «символических
имен» растений в древних текстах напоминает о том, что медицина Древнего мира
была тесно связана с алхимией.

Уже в Египте и Вавилоне жрецы-врачеватели применяли лекарства,
приготовленные алхимиками. Алхимические тексты, для которых характерен
загадочный, «темный» язык, традиционно содержали большое количество
символических имен различных веществ и соединений. Так, например, серу
называли «масло», «точность», «красный человек»;ртуть — «белое золото»,
«белое покрывало», «холод», «терпение»; соль — «белая змея».

К сравнению частей растения с частями тел животных часто
приводит и сам стиль описания лекарствен-ijfe ных трав. «Растение Сенутет
растет на животе», — так характеризует ползучее растение египетский папирус
XVI в. до н.э.

Исторические параллели: Часто история происхождения
фольклорных названий лекарственных трав в разных языках дает возможность увидеть их единый исток, который находится, как правило, в латыни или греческом языке. Так, например, «кошачьи лапки» — трава, которую с древних времен применяют как кровоостанавливающее средство, имеет латинское название « Antennaria», от «antennae» — антенны. Так называли усики насекомых с утолщениями на концах. На них похожи пушистые белые соцветия этого растения. Однако в его соцветиях можно увидеть и сходство с подушечками кошачьих лап. Мы встречаемся с удивительным на первый взгляд совпадением названия этого растения на языках разных европейских народов. Буквально совпадают с русским «кошачьи лапки» английское « cat's foot», французское « pied de chat», немецкое «Katzenpfotchen».
Разгадка кроется не в современном, а в старом латинском названии. Травники,
написанные сотни лет назад, называют эту траву «Pescati» — «кошачьи лапки».
Современные названия в разных языках — перевод этого старого имени.

Китайская легенда помещала драгоценные лекарственные
растения на Горе целебных трав. Склоны ее круты и обрывисты, а вершина
кажется совсем неприступной. И все-таки одному человеку удалось до неё
добраться. Его звали Дай-фу (кит. «приносящий счастье»). Ученик старого
лекаря, на вершине этой горы он встретил фею — прекрасную девушку в зеленой
одежде. Она подарила ему волшебную корзинку: любую целебную траву можно было в ней найти. Вот как говорит о лекарственных травах один из священных гимнов Древней Индии «Хвала лечебным травам»: «Травы, что поднялись из земли в древние времена, что на три века старше богов, об их темноцветных 107 силах
хочу я говорить... Тот, у кого в руках запасы трав, подобен царю, окруженному
множеством подданных. Лекарь — вот имя этого мудреца, он поражает демонов и
гонит прочь болезнь». Далее гимн рассказывает о том, как травы превращаются в
богов и требуют себе поклонения.

Свидетельства мифов и легенд о лекарственном использовании
растений в каменном веке были подтверждены археологической находкой.
Экспедиция под руководством польского археолога И.Солецки в 1960 г.
обнаружила в пещере Шанидар в Ираке 9 скелетов людей каменного века. Эти люди были больными или калеками и нуждались в постоянной помощи: их останки
говорят о болезнях костей и позвоночника, а один из скелетов имеет следы ампутации нижней части правой руки.

Исследование захоронений в пещере Шанидар представило
первое материальное доказательство целенаправленного использования
лекарственных трав. Люди помещались на ложе из растений восьми видов, среди
которых были те, которыми мы и сейчас пользуемся для лечения болезней:
тысячелистник, алтей, золототысячник, эфедра. Цветы были связаны в букетики и
разложены по всему ложу.

Сохранились многочисленные легенды и свидетельства о том,
как люди догадывались о лекарственных свойствах растений, наблюдая за
животными. Это было основным направлением развития эмпирической медицины в
древности. «Змеи, которые ослабли в зимней спячке, — сообщает средневековый
арабский трактат, — весной ищут фенхель... Творец-Бог создал траву для
лечения». Народное название лекарственной левзеи — «оленья трава» напоминает о том, что олени едят корень этой травы при болезни и истощении. Чтобы добраться до него, они подкапывают землю копытами. Наблюдения за животными помогали определить и ядовитые растения. В «Атласе тибетской медицины» возле изображения борца ядовитого нарисовано отравленное животное. Такие растения обычно относили к «сильным лекарствам», поскольку свои целебные свойства они проявляли в очень малых дозах.

Напоминание о лекарственных свойствах растений иногда
можно найти в их латинских и русских названиях, а также в названиях
современных лекарств. Приведем несколько примеров:

—        резеда (от греч. «resedo» — исцелять) применялась

для лечения ушибов;

Животное, отравленное «борцом ядовитым», символизирует
«силу лекарства».

—        латинское  название  медуницы Ptilmonaria (от
лат.  «pulmo»  — легкое) напоминает о том, что листья этого растения
применялись для лечения легочных заболеваний;

—        от латинского имени мака «papaver» произошло
название успокоительного лекарства папаверин;

—        латинское имя ивы «salix» дало название
салициловой кислоте   —   основе аспирина.

Долгое время это лекарство получали из ивы, и только в начале XX в. удалось синтезировать салициловую кислоту в химической лаборатории.

—        лекарственное растение валериана получило
название от латинского «valere», что значит — быть здоровым.

Применение лекарств, полученных из растений, характерно для медицины разных стран Древнего мира.

Кроме того, растения служили основой для приготовления наркотических «напитков бессмертия», которые применялись при совершении религиозных и магических ритуалов, а также для обезболивания во время операций.


http://lechebnik.info/421/2.htm



Источник: http://lechebnik.info/421/2.htm
Категория: Интересные статьи | Добавил: rapana (06.04.2009)
Просмотров: 1546 | Комментарии: 5 | Теги: знания древних, народная медицина, растения | Рейтинг: 4.7/12
Всего комментариев: 5
+1  
2 rapana   (03.06.2009 16:16) [Материал]
замечательная книга

+1  
3 ORLI   (04.06.2009 13:07) [Материал]
точно

+1  
1 rapana   (11.05.2009 14:07) [Материал]
Волшебные травы... wink

+1  
4 ORLI   (04.06.2009 13:07) [Материал]
полезные!!! smile

0  
5 rapana   (01.12.2010 20:59) [Материал]
Растения обладают большой силой и с ними нужно бережно обращаться...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]