Живопись Японии
Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи в странах Дальнего Востока генетически связано с искусством каллиграфии. В Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и живописных принципов. Соответственно в японской живописи, как и в китайской, издавна большую роль играет линия и распространены монохромные картины. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга. Произведения в стиле суйбокуга создавались
тушью, при этом показывалась игра света и тени на предметах, но
отсутствовали контурные линии.Развитию японской живописи
способствовали контакты с континентом, откуда в начале VII века
было позаимствовано искусство изготовления красок, бумаги и
туши.
Большое значение для судеб японской живописи, равно как и скульптуры, имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской культовой практики создавали определенный спрос на произведения этих видов искусства. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч. Японская живопись в VII веке была весьма еще
проста и безыскусна. Представления о ней дают росписи на ковчеге
Тамамуси из храма Хорюдзи, отображавшие те же сцены, которые
воспроизводились на эмакимоно. Росписи выполнены красной, зеленой и
желтой краской на черном фоне. Некоторые росписи на стенах храмов,
относящиеся к VII веку, имеют много общего с аналогичными росписями
в Индии.
По мере дальнейшего распространения буддизма
возник массовый спрос на культовые изображения. В связи с этим
профессия художника стала очень распространенной, причем уже в VII
веке среди мастеров, занятых созданием картин, развивалась даже
специализация: одни делали общий набросок рисунка, другие
раскрашивали его, третьи обводили контуры. Рисунки на полотнищах
эмакимоно в VII-VIII веках имели весьма простой, близкий к
символическому характер, изображениям не хватало динамики. Однако с
течением времени художественное качество рисунков эмакимоно
возросло, и лучшие из них весьма выразительны и совершенны.
С VIII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи. До наших дней дошла ширма под условным названием «Женщина с птичьими перьями«. На ширме изображена женщина, стоящая под деревом, волосы и кимоно ее украшены перьями. Рисунок исполнен легкими, струящимися линиями. Для буддийской живописи с IX века характерными являются изображения мандалы, что на санскрите означает алтарь. При создании мандал использовались дорогостоящие материалы. Например, «Такао мандала», хранящаяся в монастыре Дзингодзи, написана золотом и серебром на плотном фиолетовом шелке. Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось учение одной из махаянистских сект (мёо) о том, что для избавления мира от страданий и горестей необходимо лишь… создать изображение бодисатвы определенного, но неизвестно какого вида. Творческое воображение художников заработало вовсю. Примером такой картины является изображение бодисатвы, сохраняющего государство, из храма Кон-гобудзи. На дошедшей до нас части этой картины передано стремительное движение охваченной пламенем фигуры божества. Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле, или стиле кара-э. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле, или стиле ямато-э (живопись Ямато). В Х-XII веках стиль ямато-э стал господствующим в живописи, хотя произведения сугубо религиозного характера все еще писались в китайском стиле. В этот период получила распространение техника нанесения контуров рисунка мельчайшей золотой фольгой. В XI-XII веках появилось много выдающихся по технике исполнения произведений чисто светской живописи, включая портретную. Многие художники-профессионалы создавали картины только на светские темы, такие картины изображали и на складных ширмах и сёдзи. Мы уже говорили о живописи на эмакимоно. Особенно большое распространение эмакимоно получили с XII века, когда художники, создавая их, стали работать в японском национальном стиле ямато-э. Религиозное содержание живописи на эмакимоно постепенно уступает место светским мотивам. Объектами изображения тут могли уже стать события японской истории, но трактуемые с точки зрения буддийской морали. Одним из образцов исторической живописи эпохи Камакура является знаменитый свиток XIII века «Хэйдзи-моногатари«, на котором запечатлено восстание, поднятое в 1159 г. главой крупного самурайского клана Ёситомо Минамото. Как и миниатюры в древнерусских летописях, свитки, подобные «Хэйдзи-моногатари«, являются не только выдающимися памятниками искусства, но и историческими свидетельствами. Соединяя текст и изображение, они воспроизводили по горячим следам бурные события княжеских усобиц второй половины XII века, воспевали военные подвиги и высокие моральные качества вышедшего на арену истории нового военно-дворянского сословия – самураев. О художественных достоинствах исторических
самурайских эмакимоно (свитков) указанного времени можно судить по
фрагменту из «Хэйдзи-моногатари» с изображением одного из эпизодов
войны – «Битвы у Рокухара«. При яростном динамизме сцены и яркости
ее художественного решения не устаешь удивляться степени
проработанности отдельных деталей. А ведь это лишь один из
фрагментов свитка!..
Ярким свидетельством появления светских мотивов в живописи стало состоящее из четырех свитков известное эмакимоно «Тёдзю гига» – сцены из жизни животных, в том числе животных, подражающих людям. Это эмакимоно написано тушью. Выдающимся по экспрессивности и технике исполнения является относящееся к XIII веку эмакимоно «Ямай-но соси«, изображающее людей, пораженных различными болезнями. Рисунки на этих свитках проникнуты своеобразным юмором. Известно историческое эмакимоно «Повесть о монгольском нашествии”. В период Муромати (1392-1578) соотношение между буддийской живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно сдвигается в пользу последней. Но с течением времени в ней появляются контурные линии. В буддийской живописи также появляются новые формы. Например. выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными, грубыми мазками. Стиль известного художника Минтё, писавшего свитки на буддийские темы, представляет собой нечто среднее между традиционной буддийской живописью и монохромной живописью. Величайшим художником периода Муромати является
Сэссю (1420-1506), который создал свой собственный стиль. Ему
принадлежит выдающееся произведение японской живописи «Длинный
пейзажный свиток», датированное 1486 г., имеющее в длину 17 м при
ширине 4 м. На свитке изображены четыре времени года. Сэссю был
отличный портретист, о чем свидетельствует написанный им портрет
Масуда Канэтака.
В последние десятилетия периода Муромати происходит процесс интенсивной профессионализации живописи. В начале XVI века возникает знаменитая школа Кано, основанная Кано Масанобу (1434-1530), который заложил основы декоративного направления в живописи. Одним из ранних произведений жанровой живописи школы Кано является роспись художником Хидэёри ширмы на тему «Любование кленами в Такао». С конца XVI века основными формами живописи
становятся стенопись, картины на складных ширмах. Произведения
живописи украшают дворцы аристократов, дома горожан, монастыри и
храмы. Развивается стиль декоративных панно – да-ми-э. Такие панно
писали сочными красками на золотой фольге.
Признаком высокого уровня развития живописи является существование в конце XVI века ряда живописных школ, в том числе Кано, Тоса, Ункоку. Сога, Хасэгава, Кайхо. Выдающиеся картины, созданные в этот период, принадлежат не только известным живописцам, но и оставшимся безвестными мастерам. В течение XVII-XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место занимают новые, такие, как школа гравюры на дереве укиё-э, школы Маруяма-Сидзе, Нанга, европейской живописи, а также школа, ратовавшая за возрождение в живописи стиля ямато-э, т. е. старого японского стиля. Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др. Расцвет специфической городской культуры и сопутствующих видов искусства определил основное направление развития японского искусства в XVII-XIX веках. При этом подверглись изменению как формы «бытования» искусства, так и его общественная функция. Например, в архитектуре утратило свою ведущую роль культовое зодчество, зато была создана четкая отработанная форма жилого дома, имеющая не только практический, но и несомненный художественный смысл. Соответственно в живописи возросла роль декоративных интерьеров, росписей. Высочайшего уровня достигла также гравюра на дереве, ставшая в XVIII-XIX веках главных видом японского искусства. Вообще искусство эпохи Эдо (1615-1868)
характеризуется особым демократизмом (потребителями его являются
самые широкие круги горожан – третьего сословия) и сочетанием
художественного и функционального. Примером такого сочетания
является живопись на ширмах. Ширма – вещь, имеющая точное
функциональное назначение в интерьере японского жилища, предмет
быта. Одновременно это – картина, произведение искусства,
определяющее эмоциональный тонус жилища, предмет эстетического
созерцания. Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы
сливы» – самое значительное и знаменитое из сохранившихся
произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр,
по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и
мировой живописи.
Интересна судьба упомянутой выше гравюры на
дереве – укиё-э. В свое время, в прошлом столетии, Европа, а затем
и Россия именно через гравюру впервые познакомились с феноменом
японского искусства. Между тем в самой Японии гравюру на дереве
первоначально вообще не считали искусством, таким, как живопись на
ширмах или на свитках. Возникшая на стыке искусства и ремесла,
японская гравюра действительно имела все признаки массовой культуры
– тираж, доступность, дешевизну. Не случайно ее так и назвали –
«укиё-э» (слово «укиё» означает в переводе темное, мирское,
обиходное»).
Мастера укиё-э добивались максимальной простоты и доходчивости как в выборе сюжетов, так и в их воплощении. Сюжетами гравюр были в основном жанровые сценки из повседневной жизни города и его обитателей: торговцев, артистов, гейш. Укиё-э, как особая художественная школа,
выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Начальный этап в
развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу
(1618-1694). Первым мастерам многоцветной гравюры был Судзуки
Харунобу, творивший в середине XVIII века. Главные мотивы его
творчества – лирические сцены с преимущественным вниманием не к
действию, а к передаче чувств и настроений: нежности, грусти,
любви.
Подобно древнему изысканному искусству эпохи Хэйан, мастера укиё-э возрождали в новой городской среде своеобразный культ утонченной женской красоты, с той только разницей, что вместо гордых хэйанских аристократок героинями гравюр стали изящные гейши из увеселительных кварталов Эдо. Художник Утамаро (1753-1806) представляет собой, может быть, уникальный в истории мировой живописи пример мастера, безраздельно посвятившего свое творчество изображению женщин – в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и туалетах. Одна из лучших его работ – «Гейша Осама» находится в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Необыкновенно тонко передано художником единство жеста и настроения, освещения и выражения лица. Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая (1760-1849). Ему свойственны неизвестные ранее в японском искусстве полнота охвата жизни, интерес ко всем ее сторонам – от случайной уличной сцены до величественных явлений природы. Творческая судьба Хокусая необычна. Плодовитейший мастер, – ему принадлежит свыше 30 тысяч гравюр и рисунков, более 500 иллюстрированных книг, – он обрел творческую индивидуальность лишь в преклонном возрасте, накопив за долгую жизнь великое множество знаний, навыков, умений, достигнув подлинной мудрости в видении мира и человека. В возрасте 70 лет Хокусай создает свою самую
знаменитую серию гравюр «36 видов Фудзи«, за нею последовали серии
«Мосты», «Большие цветы», «Путешествия по водопадам страны», альбом
«100 видов Фудзи». Каждая гравюра – ценный памятник живописного
искусства, а серии в целом дают глубокую, своеобразную концепцию
бытия, мироздания, места человека в нем, традиционную в лучшем
смысле слова, т. е. укорененную в тысячелетней истории японского
художественного мышления, и совершенно новаторскую, временами
дерзкую, по средствам исполнения.
«36 видов Фудзи«, представляющие священную гору японцев в разные времена года и суток, при разном освещении, из различных мест страны – издалека, вблизи, с моря, сквозь заросли бамбука, явились по существу первым в японском искусстве образом родины, одновременно конкретным и обобщенно-символическим. Творчество Хокусая достойно связывает многовековые художественные традиции Японии с современными установками художественного творчества и его восприятия. Блистательно возродив пейзажный жанр, давший в средние века такие шедевры, как «Зимний пейзаж» Сэссю Хокусай вывел его из канона средневековья прямо в художественную практику XIX-XX веков, оказав и оказывая влияние не только на французских импрессионистов и постимпрессионистов (Ван-Гога, Гогена, Матисса), но и на русских художников «Мира искусства» и другие, уже современные нам школы. Искусство цветной гравюры укиё-э явилось в целом прекрасным итогом, и, может быть, даже своеобразным завершением неповторимых путей японского изобразительного творчества. Статья взята из http://visaginart.nm.ru/DR/japo.htm , изобразительный ряд из разных источников, включая http://foto.rambler.ru/users/kissasoul/japan Источник: http://blogs.privet.ru/community/gernov51/74294506#comm_251625761 | |
| |
Просмотров: 3081 | Комментарии: 5 | | |
Всего комментариев: 5 | |||
|